Европейская и мировая сертификация продукции

+7 911 996 07 15 yk@ru.tuv.com

Интегрированные системы менеджмента

Создание интегрированных систем менеджмента в настоящее время является наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием. Разумеется, в первую очередь это касается систем менеджмента, созданных на основе требований систем международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISО 14001 (охрана окружающей среды), SA 8000 (социальная ответственность и управление персоналом), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), HACCP (безопасности пищевой продукции) и некоторых других. Эти системы стандартов, отражающие международный управленческий опыт, являются руководством по совершенствованию менеджмента организации.

Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) строятся на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия. Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания ИСМ является совместное оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.

Наиболее известными на сегодня стандартов менеджмента являются стандарты ISO 9000, определяющие системы менеджмента качества (СМК). Их идеология направлена на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения СМК на любом предприятии.
Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартами систем экологического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000.

В соответствии с международной терминологией СМК – часть общей системы менеджмента организации, направленная на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, охраной окружающей среды, охраной труда, промышленной безопасностью, социальной ответственностью, управлением персоналом и др. Используя общие элементы, части системы организации могут быть интегрированы в единую систему менеджмента. Интеграция создаёт основу для планирования и выделения ресурсов, определения общих целей и оценки общей эффективности организации. Внутренний аудит может быть использован для оценки на соответствие собственным требованиям организации по всем направлениям деятельности.

Под ИСМ понимается часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. К проблемам интеграции систем менеджмента отечественные предприятия проявляют интерес с конца 90-х годов, когда СМК уже получили достаточно широкое распространение и их необходимость была осознана достаточно широким кругом предпринимателей и менеджеров. Однако в это же время стало приходить и понимание того, что понятие качества продукции и услуг надо понимать в более широком смысле.

Прежде всего, это относилось к проблемам экологии, охраны окружающей среды и всего того, что получило название экологического менеджмента. Опыт европейских, американских, японских предприятий показал, что наличие системы экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии приносит ему ряд конкурентных преимуществ. В тоже время, выяснилось, что процедура создания СЭМ в значительной степени совпадает с процедурой создания СМК. Это было учтено ISO при разработке системы стандартов ISO 14000. Эти стандарты создавались с учетом опыта создания и использования стандартов серии ISO 9000 и ориентированы на совместное использование с ними, т. е. на интеграцию этих двух систем менеджмента.

Проблему интегрирования систем менеджмента нужно рассматривать, по крайней мере, в трех направлениях. Одно – разработка новых и корректировка имеющихся стандартов менеджмента с учетом их использования при создании ИСМ, т. е. максимально согласованными между собой по структуре, форматам документов, рекомендуемым методикам  и процедурам и т. п. Второе – разработка методов агрегирования систем менеджмента в ИСМ. Третье направление – руководство работами по созданию ИСМ. Возникает и еще одна проблема – подготовка кадров для решения первых двух.