Европейская и мировая сертификация продукции

+7 911 218 20 92

Основные характеристики системы менеджмента

Система менеджмента представляет собой последовательный набор взаимосвязанных и взаимодействующих мер и практических методов, направленных на установление политики предприятия и достижения вытекающих из нее целей. Все эти действия должны обеспечить управление и систематическое улучшение процессов организации.

Очевидно, различие между системами менеджмента определяется видом политики (политика в области качества, в области управления финансами, в области управления персоналом и т. п.).

Исходя из такого определения системы менеджмента, ее можно представить в виде некоторой базовой модели, в качестве основы которой принята модель системы менеджмента качества из стандарта ISO 9000, а также принципы и общие элементы, рекомендованные Руководством ISO 72.

Улучшение СМК

Каждая система менеджмента имеет некоторый набор задач и вопросов, определяющих содержание ее работы. Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи, свойственные системе менеджмента, и не зависящие от уровня и стиля управления. Выполнение этих задач позволяет объединить ресурсы в «живой и развивающийся организм», т.е. преобразовать все ресурсы и процессы в организацию и добиться поставленных целей.    

Согласно П. Друкеру,можно выделить общие для всех менеджеров и характерные для их работы пять основных задач:

  1. Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.
  2. Организация работы – это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.
  3. Мотивация и общение –это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.
  4. Измерение показателей – заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.
  5. Развитие своих подчиненных – заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

Эти основные задачи – базовые элементы содержания работы любого менеджера и, следовательно, любой системы менеджмента. Эти задачи тесно взаимосвязаны. Основой любой системы менеджмента можно считать известные восемь принципов всеобщего управления качеством (всеобщего менеджмента качества – TQM). Действительно, трудно представить эффективную систему менеджмента, в которой роль высшего руководства не является ключевой, или которая не ориентируется на заинтересованное участие в деятельности всего персонала. Очевидно, не может быть эффективной система менеджмента, не ориентированная на системный подход, и т. д.

Из этих принципов следует выделить два – процессный подход и цикл Деминга – Шухарта (PDCA). Цикл Деминга – Шухарта описывает последовательность действий, определяемых как «планируй – делай – проверяй – корректируй» (Plan – Do – Check – Act – PDCA) и направленных на достижение целей более экономичным и эффективным путем.  Эффективная и результативная система менеджмента включает в себя методы и практику для обеспечения выполнения этих действий. Эти методы и практики часто определяются и документируются как процедуры. Систематическая идентификация и управление процессами внутри организации и управление процессами внутри организации и в особенности взаимосвязь и взаимодействие между процессами называется процессным подходом.

При создании системы менеджмента следует с самого начала исходить из процессов, действующих в организации. Их рассмотрение предполагает установление требований на входе и выходе каждого процесса, оценку рисков и  возможностей, определение и внедрение механизмов управления, измерения и анализа результатов деятельности. Для завершения цикла необходимо определение возможностей улучшения и их реализация. Система, основанная на сочетании процессного подхода и цикла Деминга – Шухарта, представляет собой надежный инструмент для управления и улучшения своей деятельности.

Процессный подход и цикл Деминга – Шухарта являются основными принципами, на которых должны разрабатываться стандарты на системы менеджмента. Еще одним базовым принципом систем менеджмента является управление рисками.