Европейская и мировая сертификация продукции

+7 911 996 07 15 yk@ru.tuv.com

Базовая модель интегрирования систем менеджмента

В настоящее время не ISO не предписывает и не рекомендует использовать какую-либо конкретную базовую модель, на которую должны ориентироваться стандарты систем менеджмента. Естественно, не подлежит сомнению ориентация на процессный подход и цикл PDCA, широко признанные и используемые в имеющихся международных стандартах систем менеджмента. На основе накопленного опыта в Руководстве ISO-72 предложены общие условия построения интегрированной системы менеджмента.

В этой модели все процессы, необходимые для управления и улучшения деятельности организации с точки зрения соответствующих областей менеджмента, строятся по принципу PDCA – по вертикали. Через весь цикл проходит процесс производства продукции или услуг (по горизонтали), в котором критические элементы требуют управления и контроля для обеспечения требованиям и потребностям заинтересованных сторон и последующего их удовлетворения.

Основные категории

Общие элементы

Политика

Политика и принципы

Определение приоритетов и их взаимосвязей

Разработка политики и постановка целей

Установление требований и ожиданий заинтересованных сторон

 

Планирование

Идентификация запросов требований и анализ важнейших проблем

Выбор главных проблем для их решения

Постановка задач

Идентификация и распределение ресурсов

Определение организационной структуры, связей между системами, функций, ответственности, полномочий

Планирование послеоперационного управления

План действий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств

Разработка программы (плана) менеджмента, в том числе, системы показателей результативности

Внедрение и функционирование

Послеоперационное управление

Менеджмент трудовых ресурсов

Документация и управление ею

Связи

Взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками

 

Информационное обеспечение

Определение потребностей в информации

Определение порядка мониторинга результативности

Установление требований к документации интегрированной системы менеджмента

Определение требований к внутренним и внешним коммуникациям

Оценка результатов деятельности

Определение порядка оценки системы и анализа ее

результативности и эффективности

Мониторинг измерительных процессов

Анализ и принятие мер по несоответствиям

Аудиты систем

Улучшение

Выявление направлений и возможностей совершенствования

результативности системы менеджмента

Корректирующие и предупреждающие действия

Постоянное улучшение

Анализ со стороны руководства

Анализ со стороны руководства

Развитие системы мотивации и стимулирования персонала

При интегрировании аспектов качества, производственной безопасности и экологии организация может использовать вертикальную и горизонтальную петли базовой модели системы менеджмента.

Процессы менеджмента и вспомогательные процессы могут быть интегрированы на основе документированных процедур, таких, как процедура разработки политики, целей и программ, повышения осведомленности сотрудников (обучения), проведения аудитов и анализа со стороны руководства.

Для каждого процесса организация может определить, насколько в нем учтены показатели качества, экологические воздействия и опасности, относящиеся к профессиональному здоровью и другим областям деятельности, и как могут они контролироваться с помощью единой процедуры, на основе единой рабочей инструкции или другого механизма.

Из рассмотрения этой базовой модели можно сделать вывод о том, что интегрированная система менеджмента должна разрабатываться отдельно для каждой организации. Стандартной модели интегрированной системы, способной удовлетворить всех, не существует, и, скорее всего, не будет предложено.

Даже стандарты ISO 9000 не предусматривают единой, стандартной модели системы менеджмента качества, они предлагают принципы построения такой системы. В каждой организации ИСМ должна основываться на процессах этой организации и отражать проводимую этой организацию политику и поставленные цели.