Европейская и мировая сертификация продукции

+7 911 218 20 92

Специфические системы менеджмента

Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента в финансовой сфере, система обеспечения промышленной безопасности, система экологического менеджмента и др.

Результатом этого процесса стало появление специфических систем менеджмента, наиболее распространенные из которых приведены в таблице.

В этой таблице указаны и международные стандарты, в которых содержатся требования и характеристики этих систем менеджмента.

Международные стандарты и требования систем менеджмента

Область деятельности

Международный стандарт

Любая

ISO 9000:2000

Любая

ISO 14000:1996

Любая

OHSAS (Occupational Health and safety Assessment Series) 18000:1999

Любая

SA (Social Accountability) 8000:2001

Автомобильная

ИСО/ТУ 16949:2002 (QS 9000:1998)

Аэрокосмическая

AS 9100:2001

Телекоммуникационное оборудование

TL 9000:2001

Пищевая

Принципы HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points)
ИСО 13485:1996
ИСО 13488:1996

Медицинское оборудование

ИСО 13485:1996, ИСО 13488:1996

Фармакологическая

Стандарты GMP (Good Manufacturing Practice)

Лесная

Стандарты FSC (Forest Stewardship Council)

 

Каждая из систем менеджмента включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и актуализации политики организации в соответствующей области.

Общие черты и тенденции развития систем менеджмента могут быть сформулированы следующим образом:

  • характер развития (от подходов «на конце конвейера» или «на конце трубы» к процессным подходам);
  • смещение приоритетов от технических к управленческим и организационным решениям;
  • направленность на совершенствование управления процессом производства (с взаимосвязанными целями);
  • необходимость обеспечения сотрудничества различных звеньев в рамках технологической цепи;
    • необходимость учета тенденций изменения внешней среды организации;
    • идентичность приложения к системе, проявляемая в обязательности поэтапной работы над основными компонентами системы в порядке ее внедрения.

Конечно, различия объектов менеджмента вызывает и различие систем менеджмента. Эти различия обычно выступают в качестве требований разных внешних сторон (клиентов, кредиторов, населения, государственных органов и общественных организаций). В настоящее время и в России, и за рубежом руководство организаций склонно уделять первоочередное внимание менеджменту качества. Однако именно в российских условиях есть все предпосылки для того, чтобы компании постепенно учитывали в системе целеполагания ценности, относящиеся к охране здоровья персонала, к предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и негативного воздействия на окружающую среду. Дело не в формальной разработке, и тем более не в сертификации системы экологического менеджмента или системы обеспечения безопасности труда и здоровья персонала. Сокращение потерь энергии, сырьевых компонентов, опасных веществ, с одной стороны, являются значимыми с позиций менеджмента качества, но с другой — весьма весомы с позиций минимизации вредного воздействия на персонал и окружающую среду. Резервов в этой области в России намного больше, чем в Европе.

Можно привести многочисленные аргументы, свидетельствующие о необходимости сокращения удельного потребления энергии в порядке реализации экологической политики российских промышленных компании. Процесс производства энергии является одним из наиболее проблемных с экологической точки зрения, и потери энергии также сопряжены с отрицательным воздействием на окружающую среду. Но такая цель должна быть поставлена (и достигнута) прежде всего потому, что в противном случае организация просто не сможет функционировать устойчиво. В условиях либерализации рынка энергии и вступления России во Всемирную торговую организацию компании с повышенным относительно мировых нормативов энергопотреблением исчезнут с рынка.

Известно, что аварийность на объектах нефтепереработки и нефтехимии в России находится на достаточно высоком уровне и имеет тенденцию к возрастанию. Процессы старения трубопроводов и емкостей (а некоторые из них эксплуатируются более 40 лет) характеризуются снижением прочности из-за коррозионных и усталостных повреждений металла, дефектов технологического и эксплуатационного характера. В подавляющем большинстве случаев причины аварий в качестве едва ли не основного включают человеческий фактор, что непосредственно связано с просчетами в менеджменте персонала.

Включение в число приоритетов бизнеса целей в области минимизации негативного воздействия на окружающую среду, промышленной безопасности, охраны труда дает широкие возможности российским организациям в части совершенствования их результативности и конкурентоспособности.

Особенности свойств систем менеджмента и их общая направленность на учет требований внешней среды при формировании условий внутренней среды организации дают возможность интеграции систем менеджмента. Наиболее заметны достижения в области интегрирования систем менеджмента организаций в странах, традиционно лидирующих в сфере развития теории и практики менеджмента.

Из табл. 1.1 видно, что имеющиеся в настоящее время стандарты менеджмента не распространяются на финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, проектный менеджмент и ряд других. Поэтому даже при создании в организации ИСМ, соответствующей всем действующим сегодня международным стандартам, она не будет охватывать всю проблематику общего менеджмента, не будет тождественна системе общего менеджмента организации. Это будет справедливо до тех пор, пока не будут созданы международные стандарты для всех областей общего менеджмента или универсальный международный стандарт на систему общего менеджмента.

В настоящее время в различных странах насчитываются десятки тысяч предприятий, которые имеют системы менеджмента, сертифицированные на соответствие международным стандартам двух серий – ISO 9000 и ISO 14000. Многие из них сертифицировали также систему профессионального здоровья и безопасности на соответствие стандарту OHSAS 18000, систему социальной ответственности на соответствие стандарту SA 8000, и другие. При этом создавшие такие системы организации стремятся интегрировать системы менеджмента с целью повышения эффективности и результативности своей деятельности.