Проблема интегрирования систем менеджмента
В настоящее время менеджмент рассматривается как междисциплинарная область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и многих других.
Система менеджмента в соответствии с международными стандартами представляет собой систему для установления политики и целей, а также для достижения этих целей.
В течение длительного времени под системой менеджмента подразумевалась лишь система менеджмента качества. Эти системы были формально описаны и закреплены на уровне стандартов раньше, чем другие.
Но понятие «качество» намного глубже чем то, что распространено на бытовом уровне и даже фиксировано на уровне определения этого свойства в международных стандартах.
Напомним, в стандартах ISO 9000:2000 в контексте систем менеджмента понятие качества описано как «степень соответствия неотъемлемых характеристик установленным или ожидаемым требованиям (потребностям)». При этом уточнение: характеристики чего (объекта, например) и требования кого (или чего) должны быть привнесены пользователем стандарта в это определение из других связанных позиций. Очевидно, объект здесь – это все, что мыслимо и ощутимо - продукция, процесс, система, люди, а требования формулируются потребителем.
Качество – это философская категория, выражающую неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Это категориальное определение качества, оно универсально и подчеркивает то обстоятельство, что некачественного, например, университета, не бывает. Это уже не университет, а нечто другое.
Философское и прагматическое понимание термина «качество» едины в оценке роли неотъемлемых свойств; но в первом случае подчеркнуто то, что именно эти свойства отличают рассматриваемый объект от других, а во втором — то, что эти свойства должны удовлетворять определенным требованиям или ожиданиям. Но ведь именно отличный от других, узнаваемый, отвечающий ожиданиям потребителя объект он и считает качественным. Потребитель оценивает некоторую совокупность неотъемлемых характеристик, которые позволяют ему судить о качестве объекта в целом.
Исходя из понимания системного характера понятия «качество» было сформулировано понятие «система менеджмента», которое в качестве стандартизированного было впервые зафиксировано в стандартах серии ISO 9000.
Естественно, что и структура менеджмента организации должна отражать такое восприятие термина «качество».
Архигуру менеджмента XX века Питер Ф. Друкер, скончавшийся в период подготовки данного пособия, подчеркивал, что результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде, и менеджмент организации существует ради результатов, которых эта организация достигает во внешней среде. В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности внутри организации или за ее пределами. Такое расширение понимания ответственности П. Друкер назвал новой парадигмой менеджмента. Но именно тенденции изменения внешней среды, влияющие на эффективность и результативность организации, закономерно обусловливают постепенную интеграцию отраслевых менеджментов организации. Изменчивость и многообразие внешней среды, усиление влияния заинтересованных сторон, которые прежде воспринимались как незначимые, второстепенные, и, наконец, стремительное нарастание интенсивности информационного взаимодействия налагают новые ограничения, но одновременно открывают и новые возможности развития бизнеса.
Факторы, находящиеся вне пределов контроля менеджеров и влияющие на организацию, можно разделить на две группы:
- среда прямого воздействия - потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала, трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и службы государственного регулирования;
- среда косвенного воздействия - экономические, научно-технические, политические, международные, социально-культурные факторы, состояние природной среды, отношение с местным населением.
Обе группы факторов оказывают все более значимое влияние на развитие организаций. Если в семидесятых годах ХХ века потребителей и партнеров интересовало преимущественно итоговое, «конечное» качество продукции, то сейчас речь идет о гарантированном качестве всех процессов разработки, проектирования, производства, о качестве труда в компании, о качестве взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Одновременно с этим изменилось и восприятие экологической целесообразности организации: требования строительства очистных сооружений, например, переросли в условие предотвращения негативного воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла объекта, продукции или услуги.
Система обеспечения промышленной безопасности должна быть надежной и прозрачной, обеспечивающей обществу реализацию права знать, какие производственные процессы характеризуются повышенным риском и какие совместные действия будут принимать сотрудники предприятия и местное население в случае аварии. Требования общества к бизнесу постоянно расширяются и ожесточаются.
Они включают в себя совершенствование экологической результативности, обеспечение благоприятных условий труда, подотчетность обществу в части использования рабочей силы, в том числе детского и женского труда, труда мигрантов и т. д. Эти требования постепенно уточняются, конкретизируются, формализуются, получают международное признание, закрепляются на уровне национальных и международных стандартов.
При этом было принято и восприятие каждого отдельного вида менеджмента как системы менеджмента. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента в финансовой сфере, система обеспечения промышленной безопасности, система экологического менеджмента и др.