Факторы интеграции систем менеджмента
В реальной ситуации всегда возникает множество факторов, способствующих интеграции систем менеджмента организаций или, напротив, препятствующих развитию таких процессов.
В таблице приведены эти факторы с учетом возможных целей организации, а также уровня разработки и внедрения различных систем менеджмента.
Материал таблицы отражает возможности интеграции систем менеджмента российских компаний.
В то же время накопленный в этой области российский опыт несравним с таковым в Японии, США, странах ЕС.
Положительные и отрицательные аспекты интеграции систем и факторы
№ п/п |
Факторы |
Положительные и отрицательные аспекты интеграции систем |
1 |
Постановка целей и задач |
Интеграцию систем может облегчить гармоничность целей и задач. В то же время в некоторых случаях, стремясь удовлетворить потребности клиентов в продукции с заданными свойствами, производители прибегают к использованию в производстве опасных веществ. Формальные достижения в совершенствовании качества могут быть поставлены под вопрос в связи с проблемами чрезвычайных ситуаций и (или) воздействия на персонал, окружающую (природную) среду и т.п. Затраты также могут возрастать в связи с ужесточением требований к обеспечению безопасности персонала, хранению опасных веществ, размещению их отходов. Но и в таких случаях могут быть найдены альтернативные решения. |
2 |
Порядок приоритетов (в отношении основного предмета развития систем) |
Распределение приоритетов в компании в части внимания достижению конкретных целей сказывается на степени и глубине интеграции систем. Если предполагается, что производственный травматизм крайне незначителен, то руководство компании инициирует и поддерживает лишь работы, направленные на достижение соответствия требованиям соответствующих государственных стандартов (серии ГОСТ 12.00.00 например), но не видит необходимости интеграции систем, например, на уровне политики или процедур |
3 |
Этап развития и преобладающие подходы |
Системы менеджмента могут находиться на различных стадиях развития. Как правило, в настоящее время наиболее высокого уровня развития достигается у систем менеджмента качества. В этих случаях руководство оценивает различия и соответствующие им проблемы и принимает решение относительно внедрения той системы, которая наиболее близка к достижению соответствия, например, требованиям российских или международных стандартов. Накопленный опыт поможет как развитию других систем, так и последующему их интегрированию. Для малых и средних предприятий есть смысл учета приоритетов в области охраны труда и охраны окружающей среды при постановке целей и задач единой системы менеджмента, в которой, тем не менее, цели менеджмента качества (в их прагматическом смысле) будут превалировать |
4 |
Требования и ожидания заинтересованных сторон |
Заинтересованные стороны, к которым относятся представители так называемой косвенной среды внешнего воздействия, обычно проявляют более пристальное внимание к развитию систем экологического менеджмента и систем обеспечения промышленной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях. В зависимости от давления, оказываемого внешней средой, руководство принимает решение относительно распределения ресурсов (прежде всего труда персонала), необходимых для первоочередного совершенствования той или иной системы и, например, развития открытой отчетности компании в соответствующей области. Соображения открытости до некоторой степени могут препятствовать интеграции систем, например, на уровне документации. Так, процедуры в СЭМ могут открыто обсуждаться с заинтересованными сторонами. Но документ, содержащий совмещенное описание системы менеджмента качества и СЭМ, в таком контексте технически представляется слишком тяжелым. |
5 |
Структура (формат) специфических систем
|
Однотипность систем менеджмента (идентичность структурных элементов и близость характера их взаимосвязи) способствует интеграции. Введенный в действие новый российский стандарт, устанавливающий общие требования к управлению охраной труда, в корне отличается от других документов этой серии и открывает широкие возможности интеграции систем для российских компаний |
6 |
Эффективность и результативность менеджмента |
Требования совершенствования эффективности и результативности менеджмента могут выступать в качестве факторов, способствующих интеграции систем, так как одновременный учет разноплановых аспектов (качества и экологических, например) в ряде случаев оказывается менее затратным, чем раздельный. Результативность системы качества может возрасти при сокращении затрат, обусловленных нерациональным потреблением сырья или энергии, что часто выявляется и корректируется в процессе развития системы экологического менеджмента |
7 |
Перспективы слияния компаний и вхождения в сети поставщиков |
Если возможность слияния с другой компанией рассматривается в качестве ближайшей перспективы развития бизнеса, интеграцию систем менеджмента следует отложить. Системы могут находиться на разных стадиях развития; новому руководству предстоит решить, принятому в какой из компаний порядку следует отдать предпочтение. Вхождение предприятия в сеть поставщиков, как правило, приводит к определенному диктату со стороны основной организации, что характерно, например, для автомобильной отрасли. В этих случаях речь может идти не только о том, что системы менеджмента поставщиков становятся «репликами» систем менеджмента основного производителя, но и о том, что возникает необходимость подтвердить соответствие путем получения сертификата, выданного конкретным органом по сертификации. Наряду с этим следование принципам и стандартам ISO облегчает задачу интегрирования систем менеджмента как в случае слияния компаний, так и при вхождении в сеть поставщиков |
Международный опыт показывает, что польза интеграции систем основана на совмещении ключевых процедур и документации, что позволяет систематизировать процесс управления, снизить разного рода издержки, в том числе на ликвидацию последствий принятия ошибочных управленческих решений. Вместе с тем, уровень интеграции систем менеджмента может быть различным и определяется различными факторами, зависящими от непосредственных потребностей организации, а также от природы и/или сложности процессов, которые в ней реализуются. Возможные варианты такой зависимости показаны в таблице.
Уровни интеграции систем менеджмента организации
№ п/п | Этапы | Уровни интеграции систем менеджмента организации |
1 |
Действия (мероприятия) |
Интеграция ограничена тем, что при разработке и выполнении соответствующих планов мероприятия являются многофункциональными, значимыми как, например, с позиций совершенствования качества, так и экологической результативности. Используется менеджерами среднего уровня прежде всего для демонстрации руководству значимости и результативности экологической деятельности и деятельности в области безопасности труда и здоровья персонала |
2 |
Политика и процедуры |
В этом случае интегрированы не только действия (мероприятия), но и некоторые элементы систем. Интеграция на уровне политики позволяет, в частности, установить требования к приоритетным аспектам разной природы, что, в свою очередь, проявляется в гармонизации системы принятия решений компании. Некоторые компании включают, например, экологические обязательства и обязательства в области безопасности в политику качества. Процедуры внутренних аудитов включают оценку степени выполнения требований, относящихся к задачам менеджмента качества и экологического менеджмента, что предусмотрено международными стандартами |
3 |
Руководства и другая документация |
В тех случаях, когда ответственность за различные аспекты возложена на разных сотрудников, разрабатываются, как правило, самостоятельные руководства (руководящие документы). В то же время целесообразно готовить объединенный (интегрированный) документ, содержащий ссылочные таблицы, описывающий особенности коммуникаций и перекрестные ссылки. Так, для начальника цеха должен быть создан документ, соответствующий его уровню и охватывающий различные области ответственности |
4 |
Системы |
Интеграция систем осуществляется в соответствии с различными существующими концептуальными моделями |